|
/ / / /
Положение о внутренней системе оценки качества образования (новая редакция)
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы, направления, порядок организации и функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО), а также функции и полномочия субъектов ВСОКО, критерии, показатели и инструментарий осуществления ВСОКО в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 55» (далее школа), учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 ;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010;
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»,
- приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
• Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и наук Российской Федерации № 426 от 14.06.2013 (с изменениями и дополнениями на 14.12.2017);
• Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и наук Российской Федерации № 1324 от 10.12.2013 (с изменениями и дополнениями: приказы Минобрнауки России от 15.02.2017
№ 136; от 14.12.2017 № 1218);
• Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными приказом Министерства образования и наук Российской Федерации № 1547 от 05.12.2014;
• Уставом школы;
• Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
1.3. Положение выступает основой для проектирования систем оценки достижения образовательных результатов обучающихся в рамках основных образовательных программ по уровням общего образования.
1.4. ВСОКО является главным источником информации для диагностики состояния образовательной деятельности школы и динамики ее развития, для принятия управленческих решений.
1.5. ВСОКО предполагает проектирование, сбор, обработку, хранение данных, характеризующих качество образования, а также представление информации о качестве образования при проведении процедур внешней оценки образовательной деятельности. Школа оставляет за собой право отбора результатов ВСОКО, представляемых на общественное обсуждение, если иное не предусмотрено федеральным и или региональным законодательством.
1.6. Представление результатов ВСОКО, как правило, осуществляется в обезличенной форме (графики, диаграммы, схемы, таблицы т.п.).
1.7. Настоящее положение обязательно для исполнения всеми обучающимися школы, их родителями (законными представителями), работниками школы.
1.8. В Положении использованы следующие определения и сокращения:
• качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
• ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования) - это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует школа, и результатах освоения программ обучающимися;
• НОКО (независимая оценка качества образования) - это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
• ВШК (внутришкольный контроль) - это компонент ВСОКО, который поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования;
• диагностика - контрольный замер, срез;
• мониторинг - долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта;
• оценка/оценочная процедура - установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы;
• ГИА - государственная итоговая аттестация;
• ЕГЭ - единый государственный экзамен;
• ОГЭ - основной государственный экзамен;
• КИМ - контрольно-измерительные материалы;
• ООП - основная образовательная программа;
• УУД - универсальные учебные действия;
2. Основные цели, задачи, функции, принципы ВСОКО
2.1. Основными целями ВСОКО являются:
• формирование единой системы оценочных процедур, обеспечивающих контроль состояния образования для выявлении его реального уровня и факторов, влияющих на динамику качества образования в школе;
-получение объективной и достоверной информации о развитии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
• принятие обоснованных, эффективных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования;
• прогнозирование развития качества образования школы, предупреждение негативных тенденций.
2.2. Задачами ВСОКО являются:
• обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамики показателей качества образования, формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
• технологическое и методическое сопровождение процедур оценки качества образования;
• формирование системы критериев и показателей, позволяющих эффективно реализовывать цели ВСОКО.
2.3. Основными функциями ВСОКО являются:
• обеспечение требований ФГОС НОО, ООО, СОО.
• формирование критериальной основы оценки качества образования;
• информационное и аналитическое обеспечение управления качеством образования;
• экспертиза, диагностика, оценка и прогнозирование качества образования;
• обеспечение открытости и доступности к информации ВСОКО всех пользователей.
2.4. Основными принципами функционирования ВСОКО являются:
• объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
• достаточность объема информации для принятия обоснованного управленческого решения;
• реалистичность требований, норм, показателей и инструментария оценки качества образования, их социальная и личностная значимость, учет индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
• открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
• оптимальный уровень доступности информации о состоянии и качества образования для различных групп пользователей результатами ВСОКО;
• системность, обусловленная строгим алгоритмом сбора данных, пополнения, отчетности и хранения информации;
• соблюдение морально-этических норм при проведении оценки качества образования в школе, соблюдение принципов конфиденциальности при работе с базами персональных данных;
• непрерывность развития и интеграции в общероссийскую и региональную систему оценки качества образования.
• технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
• сопоставимость системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами.
3. Организация ВСОКО
3.1. Направления ВСОКО:
• качество образовательных программ;
• качество условий для реализации образовательной деятельности;
• качество образовательных результатов обучающихся;
• удовлетворенность потребителей качеством образования.
3.2. ВСОКО формируется из мероприятий трех основных блоков (компонентов):
• системы внутришкольного мониторинга качества образования (систематического регламентированного отслеживания состояния постоянно осуществляемых основных и обеспечивающих процессов в школе, непосредственно или опосредованно влияющих на качество образования);
• системы внутришкольного контроля (системного процесса всестороннего изучения и анализа образовательной деятельности с целью контроля соблюдения законодательства в сфере образования, исполнения нормативных и организационно-распорядительных актов школы, выполнения мероприятий, направленных на повышение качества образования);
• независимой внешней оценки качества образования.
3.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки школой отчета о самообследовании.
3.4. Основные мероприятия ВСОКО:
• оценка соответствия реализуемых в школе образовательных программ федеральным требованиям;
• контроль реализации рабочих программ;
• оценка условий реализации ООП федеральным требованиям и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий реализации ООП;
• мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов.
• оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
• мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
• мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД;
• контроль реализации Программы воспитания;
• контроль реализации коррекционной работы;
• оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования;
• систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО;
• подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на официальном сайте школы
• мероприятия ВШК.
3.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы школы.
3.6. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой качества образования интерпретацией полученных данных, включая независимую внешнюю оценку, включает:
• администрация школы;
• методический совет и методические объединения;
• педагогический совет;
• временные / аналитические / экспертные группы педагогов.
3.7. Директор школы:
• осуществляет нормативное регулирование ВСОКО;
• координирует деятельность всех структурных звеньев ВСОКО;
• привлекает общественность к внешней оценке качества образования;
• принимает обоснованные управленческие решения на основе результатов оценочных процедур.
3.8. Заместители директора школы:
• планирует и обеспечивает мероприятия внутришкольного контроля и внутришкольного мониторинга качества образования;
• планирует и разрабатывает мероприятия, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в школе, участвует в этих мероприятиях;
• координирует разработку оценочных мероприятий и методик;
• планирует и обеспечивает проведение в школе контрольно- оценочных и диагностических процедур, мониторинговых, социалистических и статистических исследований по вопросам качества образования, в том числе в рамках независимых внешних исследований;
• организует систему мониторинга качества образования, координирует сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
• организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
• обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования;
• формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
• проводит сравнительный анализ внутренней оценки качества образования и независимых оценочных процедур;
• участвует в принятии управленческих решений по повышению качества образования на основе полученных результатов.
3.9. Методический совет и методические объединения:
• участвует в разработке системы оценочных процедур и методик их проведения, участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
• содействуют подготовке сотрудников по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• проводят анализ результатов контрольно-оценочных и диагностических процедур, планируют на основе результатов анализа мероприятия, направленные на повышение качества образования;
• разрабатывают мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование ВСОКО, участвует в этих мероприятиях;
3.10. Педагогический совет:
• содействует определению стратегических направлений развития качества образования в школе;
• принимает участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы качества образования в школе;
• вносит предложения по формированию временных коллективов педагогов, участвующих в осуществлении процедур ВСОКО.
3.11. Временные рабочие / или экспертные / или аналитические группы педагогов:
• реализуют оценочные и контрольно-измерительные процедуры в соответствии с разработанными методиками;
• проводят первичную обработку полученных результатов;
• осуществляют экспертную оценку деятельности обучающихся / педагогов;
• вносят предложения по совершенствованию оценочных процедур.
4. Оценка образовательных программ
4.1. Оценка ООП предполагает, насколько они соответствуют требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся, полностью ли школа реализует учебные планы и рабочие программы, соответствуют ли они требованиям ФГОС общего образования, каково качество внеурочной деятельности и классное руководство.
4.2. Оценка ООП проводится на этапе ее согласования и утверждения по критериям согласно пункту 4.1.
4.3. В случае внесения в ООП изменений и дополнений, проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня общего образования.
5. Оценка условий для реализации образовательной
деятельности
5.1. Структура оценки условий для реализации образовательной деятельности разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, психолого-педагогическим, материально-техническим, учебно - методическим условиям и информационной образовательной среде.
5.2. Условия реализации ООП согласно ФГОС общего образования
№ п/п
|
Направление
|
Что
оценивать
|
1
|
Кадры
|
Достаточно
ли
укомплектована
школа
педагогическими,
руководящими
и иными работниками.
Соответствует
ли уровень квалификации педагогических
и
иных
работников
организации
требованиям
трудового
законодательства
и
характеру
выполняемой работы.
Существует
ли непрерывность профессионального
развития
педагогических
работников организации.
|
2
|
Финансы
|
Достаточны
ли
финансовые
ресурсы,
чтобы
соответствовать
требованиям
ФГОС.
Достаточны
ли
финансовые
ресурсы,
чтобы
реализовывать
ООП
в
полном
объеме.
Есть ли четкая
структура
расходов,
необходимых для
реализации
ООП,
а
также
механизм
их
формирования.
|
3
|
Материально-
технические
условия
|
Достаточны
ли условия для того, чтобы учащиеся
достигли
установленных
ФГОС
общего
образования
требований
к
предметным,
метапредметным
и
личностным
результатам
освоения
ООП.
Соответствуют
ли условия санитарным нормам и правилам,
иным
требованиям
закона.
Насколько
доступна образовательная среда для
детей
с ОВЗ
и
инвалидов.
|
4
|
Психолого-
педагогические
условия
|
Есть
ли преемственность содержания и форм
организации
образовательной
деятельности
при
получении
общего
образования
по
уровням.
Учитывается
ли
специфика
возрастного
психофизического
развития
учеников,
в
том
числе
особенности
перехода
из
младшего
школьного возраста
в
подростковый.
Как
формируется
и
развивается
психолого-педагогическая
компетентность учащихся, педагогических и
административных работников, родительской
общественности.
|
№ п/п
|
Направление
|
Что
оценивать
|
|
|
Достаточны
ли существующие направления, формы
и уровни
психолого-педагогического сопровождения
участников
образовательных
отношений.
|
5
|
Информационно-
|
Достаточно
ли
укомплектована
школа
оборудованием
и
|
|
методические
|
программами,
чтобы
организовать
свою
информационно-
|
|
условия
|
методическую поддержку, использовать современные
|
|
|
процедуры
создания,
поиска,
сбора,
анализа,
обработки,
|
|
|
хранения
и представления
информации.
|
|
|
Достаточно
ли
оборудования
и
программ,
чтобы
проводить
|
|
|
мониторинг
и
фиксацию
хода
и
результатов
образовательной
|
|
|
деятельности, проводить мониторинг здоровья
|
|
|
обучающихся.
|
|
|
Организовано ли дистанционное взаимодействие всех
|
|
|
участников
образовательных
отношений,
в
том
числе
в
|
|
|
рамках
дистанционного
образования.
|
|
|
Организовано
ли
дистанционное
взаимодействие
школы
с
|
|
|
другими
образовательными
организациями
и
организациями
|
|
|
социальной
сферы.
|
|
|
Есть ли информационная поддержка деятельности
|
|
|
обучающихся и педагогических работников на основе
|
|
|
современных информационных технологий в области
|
|
|
библиотечных
услуг.
|
|
|
Укомплектована ли школа учебниками, учебно-
|
|
|
методической
литературой
и
материалами
по
всем
учебным
|
|
|
предметам
основной
образовательной
программы.
|
5.3. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение контроля состояния условий.
5.4. Совокупность критериев оценки и их распределение по группам условий реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию.
5.5. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
• на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
• ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
5.6. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется
«дорожной картой» их развития за период реализации ООП того или иного уровня общего образования.
5.7. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния условий. Предметом контроля выступают:
- выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП; ОО;
- совокупное состояние условий образовательной деятельности
5.8. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий
образовательной деятельности школы включаются в отчет о самообследовании.
5.9. Для отчета о самообследовании используются те же критерии, которые составляют структуру оценки условий реализации образовательных программ.
5.10. Условия реализации ООП согласно ФГОС общего образования
6. Оценка образовательных результатов обучающихся
6.1. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФГОС:
6.1.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах:
◦ промежуточная аттестация;
◦ накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);
◦ анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ;
◦ итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
◦ анализ результатов ГИА.
6.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по критериям оценки предметных результатов.
6.1.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП проводится по достижения метапредметных результатов освоения ООП.
6.1.4. Итоговой оценке достижения метапредметных результатов предшествует оценка этих результатов в рамках промежуточных аттестаций. Продвижение обучающегося в достижении метапредметных образовательных результатов выступает предметом обязательного мониторинга.
6.1.5. Достижение личностных результатов освоения ООП, в том числе сформированность личностных УУД, не подлежит итоговой оценке, а диагностируется в ходе мониторинга личностного развития обучающихся по параметрам согласно приложению. Результаты мониторинга могут быть дополнены справкой о занятости обучающихся во внеурочной деятельности (студии, клубы, мастерские), или справкой о школьной системе дополнительного образования и (или) о системе учета занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей.
7. ВСОКО и ВШК
7.1. Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО, целью которой является получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях ее развития и изменениях, причинах, влияющих на ее уровень.
ВШК – это контроль качества образования и управление системой обучения, ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия.
Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Цель внутришкольной системы оценки качества образования – самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения требованиям ФГОС.
7.2. Под ВШК понимается система управления качеством образовательной деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольно-оценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО.
7.3. ВШК реализуется через плановые проверки в соответствии с планом-графиком; оперативные проверки (в случае факта жалоб), а также может осуществляться в виде мониторинга (внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия, экспертиза педагогической деятельности учителя, мониторинг образовательного процесса, тестирование, анкетирование, полнота выполнения программ, заполнение журнала и ведение школьной документации, корректировка рабочих программ, повышение квалификации учителей), результаты которых оформляются в виде аналитической справки.
7.4. Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы школы.
7.5. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов управления качеством образования в средней школе № 28.
7.6. Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень которых определен настоящим Положением.
8. Мониторинги в рамках ВСОКО
8.1. Мониторинги - это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения.
8.2. Различают обязательные мониторинги, которые проводятся по требованиям ФГОС, мониторинг показателей отчета о самообследовании и мониторинги, которые проводятся в соответствии с Программой развития школы.
8.3. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в год, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании.
9. Документация ВСОКО
9.1. Документация ВСОКО - это совокупность информационно- аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
9.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом ВСОКО является отчет о самообследовании.
9.3. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется.
Версия для печати
|
|