|
/ / / /
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и порядке перевода обучающихся в МОУ «Средняя школа № 55» (новая редакция)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее - Положение) разработано и соответствует следующим нормативным правовым документам:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
Устав МОУ «Средняя школа № 55», основные образовательные программы начального, основного общего, среднего общего образования.
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности.
1.3. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью системы внутренней системы оценки качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы.
1.5. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.
2. Текущий контроль успеваемости обучающихся.
2.1. Текущий контроль успеваемости проводится в целях:
- постоянного мониторинга учебных достижений обучающихся по предметам учебного плана в течение учебного года, в соответствии с требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- определения уровня сформированности личностных, метапредметных, предметных результатов;
- определения направлений индивидуальной работы с обучающимися;
- оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста в течение учебного года;
- изучения и оценки эффективности методов, форм и средств обучения, используемых в образовательном процессе;
- принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательного процесса в учреждении.
Результаты текущего контроля успеваемости обучающихся отражаются в электронном журнале в соответствии с системой контроля, а также по итогам учебных четвертей/полугодий/триместров.
2.2. Формы текущего контроля.
Формы текущего контроля определяются учителем-предметником, принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора.
Формами текущего контроля могут быть:
письменные работы (диктант, изложение, сочинение, контрольные, проверочные, самостоятельные и практические работы);
тестирование;
устный опрос;
защита проектов, рефератов или творческих работ;
лабораторная работа;
практическая работа;
семинары; коллоквиумы; практикумы;
собеседование;
зачет.
2.3. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам образовательного стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
2.4. Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.
Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
стартовые диагностические работы на начало учебного года
интегрированные (комплексные) контрольные работы
тематические проверочные (контрольные) работы
проекты
практические работы
творческие работы
диагностические задания
самоанализ и самооценка
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения.
Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме.
Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися по предметам согласно рабочей программы педагога. Отметка за проект выставляется в журнал.
Практические работы выполняются в соответствии с рабочей программой учителя.
Творческие работы выполняются в соответствии с поурочным планированием рабочей программы. Количество творческих работ по каждому предмету определяется в рабочей программе учителя. Творческие работы обучающихся оцениваются одной отметкой, обучающие и контрольные изложения и сочинения оценивается двойной отметкой. Отметки выставляются в журнал.
2.6. Результаты текущего контроля успеваемости обучающихся своевременно отражаются в электронном журнале.
2.7. Периодичность текущего контроля.
Система текущего контроля отражается в рабочих программах учителей-предметников. Учитель обязан ознакомить обучающихся с системой текущего контроля по своему предмету на начало учебного года. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.
2.8. Порядок текущего контроля.
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих учебных предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Текущий контроль успеваемости проводится учителем на любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются учителем исходя из специфики учебного предмета самостоятельно.
Руководители методических объединений, заместители руководителя учреждения по УВР контролируют ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении.
Текущий контроль успеваемости учащихся 1 класса в течение учебного года и в первой четверти 2 класса по английскому языку, осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной шкале. Допускается словесная объяснительная оценка.
По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение.
Успеваемость всех учащихся 2-11 классов учреждения подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной шкале.
Отметка устного ответа учащегося при текущем контроле успеваемости выставляется в электронный журнал в виде отметки по 5-балльной шкале.
Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-балльной шкале, отметки «2» («неудовлетворительно») при выполнении самостоятельной работы обучающего характера не выставляются.
Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением:
отметок за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах (они заносятся в классный журнал в течение недели после проведения творческих работ);
отметок за сочинение в 10-11-х классах по русскому языку и литературе (они заносятся в классный журнал в течение 10 дней после проведения сочинения).
Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по всем предметам учебного плана.
Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся.
Отметка обучающегося за четверть, полугодие, (триместр) выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости.
Отметка за четверть выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих отметок за соответствующий период.
При пропуске обучающимся по уважительной причины учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие (триместр), обучающийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется.
Обучающийся по данным предметам имеет право сдать пропущенный материал учителю во внеучебное время и быть аттестованным за отчетный период. В этом случае родители (законные представители) в письменной форме информируют администрацию школы о желании пройти четвертную, полугодовую (триместровую) аттестацию не позднее, чем за неделю до начала каникул. Продление аттестации назначается на период в 2 недели после каникул.
В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не проводятся (кроме стартовой диагностики готовности ребенка к школе).
Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах четвертной, полугодовой, (триместровой) аттестации путём выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник.
2.9. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях осуществляется в этих организациях, и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, триместровых отметок при предоставлении ведомости учета текущей успеваемости в учреждении, из которого прибыл обучающийся для прохождения курса лечения.
2.10. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды.
2.11. Для обучающихся с ОВЗ, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования по ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, в школе создаются специальные условия проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Описание организации и содержания специальных условий указываются в подразделе с системой оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования целевого раздела ООП ООО. При выборе форм оценивания учитывается мнение родителей (законных представителей) обучающихся, пожелания обучающихся, состояние их здоровья и рекомендации ПМПК.
2.12. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости:
в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы;
в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, непосещавших занятия по уважительной причине;
по каждому учебному предмету в одной параллели классов чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;
для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день.
3. Промежуточная аттестация обучающихся.
3.1. Целью промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков, учебных компетентностей, соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
3.2. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся и осуществляется по всем предметам учебного плана.
3.3. Промежуточная аттестация проводиться в следующих формах:
интегрированный зачет;
диктант, изложение, сочинение;
контрольная работа;
тестирование;
собеседование;
защита проекта;
3.4. Периодичность и порядок промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся 1-11-х классов.
Ежегодно в начале учебного года решением педагогического совета устанавливаются порядок проведения, периодичность и форма промежуточной аттестации обучающихся. Данное решение утверждается приказом руководителя учреждения и в 3-х-дневный срок доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится на основе контрольных диагностических работ.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования, согласовываются с методическим объединением учителей по предмету, утверждаются приказом директора.
Промежуточная аттестация обучающихся по отдельным предметам в форме интегрированного зачета осуществляется путем «суммирования» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года (отметки за контрольные работы, тесты, устные ответы, всероссийские проверочные работы (далее –ВПР) и т.д.). Отметки за работы ВПР выставляются в качестве контрольных работ.
В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.
Иностранные граждане, обучающиеся в общеобразовательном учреждении в соответствии с договором, а также лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы допускаются к промежуточной аттестации на общих основаниях.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета.
3.5. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается проведение промежуточной аттестации:
в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы;
в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, непосещавших занятия по уважительной причине;
по каждому учебному предмету в одной параллели классов чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;
для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день.
4. Порядок перевода учащихся в следующий класс.
4.1. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план за учебный год, решением педагогического совета общеобразовательного учреждения переводятся в следующий класс. Решение о переводе обучающихся выносит педагогический совет общеобразовательного учреждения.
4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
4.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4.4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
4.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
4.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
4.8.Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
4.9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным "программам" начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
4.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
4.11. В случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с результатами промежуточной аттестации, они могут быть пересмотрены. Для пересмотра результатов промежуточной аттестации в течение 3-х дней на основании письменного заявления родителей приказом руководителя создается комиссия в составе трех человек, которая в присутствии родителей обучающегося (законных представителей) проводит повторную аттестацию. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
5. Права и обязанности участников процесса аттестации.
5.1. Участниками процесса аттестации являются: обучающиеся, родители обучающихся (лица их заменяющие), учителя-предметники, общеобразовательное учреждение.
5.2. Права обучающихся представляют его родители (законные представители).
5.3. Обучающийся имеет право:
- на информацию о перечне предметов, выносимых на промежуточную аттестацию;
- на ознакомление с вопросами, включенными в экзаменационные билеты, темами рефератов и творческих работ, темами, подлежащими контролю;
- на информацию о сроках аттестации;
- на консультации учителя-предметника по вопросам, выносимым на контроль;
- в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации, ее отсрочку или освобождение (по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения);
- на независимую и объективную оценку его уровня знаний;
- на обращение в трехдневный срок с апелляцией в конфликтную комиссию, создаваемую в общеобразовательном учреждении, в случае несогласия с отметкой, полученной во время аттестации.
5.4. Обучающийся обязан:
- проходить аттестацию в установленные сроки;
- в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей и руководства общеобразовательного учреждения;
- соблюдать правила, предусмотренные нормативными документами, определяющими порядок аттестации.
5.5. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
- на информацию о формах, сроках и перечне предметов, выносимых на промежуточную аттестацию;
- знакомиться с нормативными документами, определяющими порядок и критерии оценивания;
- знакомиться с результатами текущего контроля и промежуточной аттестации их детей;
- обжаловать результаты аттестации их ребенка в случае нарушения общеобразовательным учреждением процедуры аттестации или неудовлетворенности результатами аттестации.
5.6. Родители (законные представители) обучающегося обязаны:
- соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;
- вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации;
- оказывать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно;
- корректно и вежливо относиться к педагогам, участвующим в аттестации их ребенка.
5.7. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, имеет право:
- разрабатывать материалы для промежуточной аттестации обучающихся;
-осуществлять текущий контроль успеваемости, проводить аттестацию и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебный программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственного стандарта образования;
- давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по освоению предмета.
5.8. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию, не имеет права:
- использовать при составлении заданий учебный материал предмета, не предусмотренный учебной программой;
- оказывать психологическое давление на обучающихся, проявлять недоброжелательное, некорректное отношение к ним.
5.9. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, обязан:
- доводить до сведения учащихся, их родителей (законных представителей) результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
5.10. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям обучающихся, не допускается:
- проведение более одного контрольного мероприятия в день в 1-4 классах;
- проведение аттестационных работ в первый день после праздников;
- проведение в 5-11 классах более двух контрольных мероприятий в день, независимо от выбранной формы.
5.11. Общеобразовательное учреждение определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, их порядок, периодичность, формы в рамках своей компетенции.
Версия для печати
|
|